Понедельник, 29.04.2024, 00:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Хаюровой Лолиты Владиславовны

Мои достижения
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Ужасно
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 81
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер-класс по теме: Групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
[ Скачать с сервера (48.5 Kb) ] 29.12.2019, 22:42

Тема: Групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Мне всегда была интересна тема «групповой работы» и, если я в своей практике всегда использовала её эпизодически на уроках, то 5 лет назад выбрала эту тему- темой своего самообразования. Изучив теорию, приступила к ее реализации.

С 1 класса проводила работу в парах. Дети привыкали работать в паре, сообща. Учились помогать друг другу, проверять, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Со 2 класса начала проводить уроки в группах, постепенно увеличивая их количество. Сначала это был 1 урок в месяц, потом раз в неделю, затем целый день посвящался групповой работе на всех уроках и внеурочной деятельности. Я использовала разное деление на группы: по силам и стихийно.

Делила на разные группы по количеству: 4группы по 7 человек или 7 по 4 человека. Сначала руководителей групп выбирала сама, позже с этим справлялись дети сами.

Работа в группе требует большой подготовки учителя к уроку. Надо продумать состав групп, способ деления на группы (по цвету стола или по каким-либо другим признакам), тщательно подобрать задания, материал, наглядности организовать непосредственно работу.

Можно на уроке организовать разные виды получения информации: помощь мамы(звонок), энциклопедия, интернет.

В 4 классе я давала открытый урок по окружающему миру по теме: «Музеи».

На группы дети разделились по тематическому признаку: композиторы, художники, писатели, научные деятели. Работа началась еще до урока. Надо было определить- к какой группе относится карточка с изображением известного деятеля.

Тему урока определили сами, собрав в группе картинку-пазл одного из музеев: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей и музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Далее детям давалась информация об одном из музеев, надо было этот текст изучить и выбрать ответы на вопросы, заполнив таблицу.

Далее у нас проходила виртуальная экскурсия по этим 4 музеям. Видео на экране-текст по таблице готовили и презентовали дети.

Следующей нашей целью было доказать, что одну и туже мысль можно выразить и музыкой, и поэзией, и художественным искусством.

После анализа одного из примеров, детям давалась творческая работа: подобрать стихотворение, музыку, картину и галерею, где можно увидеть её. Дети делали небольшую газету, а затем защищали свою работу.

В итоге урока, каждый ребенок написал отзыв о своей работе по теме урока.

Меня особенно заинтересовал один из видов групповой работы – это «мозаичный класс». И я бы хотела более подробно поделиться этим видом работы с вами.

Изначально технология работы в сотрудничестве применялась для сплочения команды. Каждому участнику давался фрагмент информации, необходимой для решения общей задачи. Участники должны были действовать сообща, чтобы справиться с ней. Этот принцип лег в основу технологии обучения в сотрудничестве и впервые был адаптирован к школьному классу Э. Аронсоном и его коллегами в одной из школ Остина (штат Техас) в 1971 году.

Аронсон и его команда были приглашены в школу со смешанным этническим составом учащихся, чтобы снизить предрассудки, стереотипы, межгрупповую враждебность. В то время во многих школах ребята нередко объединялись в группы по этническим признакам и отношения между разными группами были далеки от дружелюбных. У них не было ни желания, ни необходимости общаться друг с другом. Это мешало развитию межличностных отношений и процессу обучения.

Исследователям было необходимо придумать, как изменить процесс обучения, чтобы он сам стал основным фактором, помогающим справиться с негативным восприятием одноклассниками друг друга. Нужно было поставить перед учениками общую значимую цель и дать им такое задание, выполнение которого было бы возможным только сообща, всем вместе.

Были сформированы смешанные (по половому и этническому составу, уровню успеваемости) группы. Каждый ученик получил только фрагмент, часть материала, хотя должен был выучить его целиком. Другие части материала были у других членов группы. Чтобы получить всю необходимую информацию и выполнить задание, учащимся невольно пришлось взаимодействовать друг с другом, коммуницировать.

Этот процесс напоминал складывание мозаики: сначала имелось много отдельных маленьких фрагментов; соединяя их друг с другом, можно было получить целостную картину. Технология так и была названа – «мозаичный класс» (jigsaw classroom).

Но работать по этой технологии надо начинать не ранее 4 класса, когда ведется систематическая работа в группах. Мозаичные группы по составу постоянны от 6 до 10 недель, экспертные группы постоянно меняются.

 

 

Мастер-класс.

Тема: зона тайги

 

Условные обозначения: - Тайга.

 

ТЕСТ.

1. Что такое тайга?

__________________________________________________________________________________

2. Перечисли природные ресурсы тайги:

__________________________________________________________________________________

3. Почему в темнохвойной тайге не растут растения, которые размножаются с помощью семян в виде «парашютиков».

__________________________________________________________________________________

4. Назови несколько представителей растительного мира тайги.

__________________________________________________________________________________

5. Какие ценные породы животных тайги ты знаешь?

__________________________________________________________________________________

6. Назови традиционные занятия жителей региона:

__________________________________________________________________________________

7. Перечисли экологические угрозы тайги

__________________________________________________________________________________

 

РЕФЛЕКСИЯ.

Карточка оценки работы группы

1. Охарактеризуйте одним словом работу своей группы сегодня: _____________

2. Охарактеризуйте одним словом то, как бы вам хотелось, чтобы группа работала: ___________________________

3. Все ли принимали участие в работе группы?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

4. Все ли в группе старались, чтобы каждый чувствовал себя комфортно?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

5. Пытались ли вы помочь каждому почувствовать, что он может высказать свое мнение?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

6. Всегда ли вы прислушивались друг к другу?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

7. Показывали ли вы, что слушаете друг друга?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

8. Когда вам что-то нравилось, говорили ли вы об этом друг другу?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

9. Задавали ли вы вопросы друг другу?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

10. Выслушивали ли вы друг друга и старались ли действительно ответить на поставленные вопросы?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

11. Обращали ли вы внимание друг на друга?

а) всегда

б) обычно

в) иногда

12. Был ли кто-то, кто говорил большую часть времени?

а) да

б) нет

13. Был ли кто-то, кто большую часть времени отмалчивался?

а) да

б) нет


 

 

 

Это оригинальная версия «мозаичной технологии», сейчас существует множество её модификаций, которые мы чаще используем в работе.

Данная работа дает возможность каждому высказаться и почувствовать свою необходимость в группе. Детям приходится учиться, чтобы не подвести свою группу, чтобы усвоить материал в полном объеме. Им приходится общаться. В такой работе особенно заметно развивается умение работать самостоятельно и коллективно.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Рабочий шум на уроке. (заблуждение)

Детям такой вид работы всегда нравился. Сначала им было нелегко договориться, каждый хотел взять инициативу в свои руки, отличиться. Но со временем они научились сотрудничать, помогать и поддерживать друг друга. Научились четко разделять обязанности и прислушиваться к руководителю группы, анализировать итоги своей деятельности и работы группы в целом, что благотворно сказывалось на усвоении программного материала.

Категория: Мои файлы | Добавил: haiurova-lolita
Просмотров: 331 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz